ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
«Август 2018»

Выставка «Морской дали блестящий офицер», приуроченная к акции «Ночь музеев»

 

В Центральном военно-морской музее 20 мая, в 15.00 часов открывается приуроченная к проводимой 21 мая акции «Ночь музеев» выставка «Морской дали блестящий офицер», посвященная офицерскому морскому мундиру.

Почему именно мундир? Ведь первоначально, это не более, чем достаточно удобная и практичная спецодежда, призванная защищать человека, несущего тяготы воинской службы. Но недаром же родилось и бытует до сих пор выражение «честь мундира», которое означает вовсе не абстрактное понятие, а вполне конкретное выражение ответственности офицера носящего форму той части, в которой он служит, за честь не только себя лично, но и своего полка, экипажа. Мундир это корпоративный знак. Символ принадлежности к тому, к чему принадлежность ограничена. В конце концов – символ чести.

И символ этот во все времена носили с достоинством, отмечая нередко присвоение нового чина написанием парадного портрета, на котором мундир и все его аксессуары изображались подробнейшим образом, приобретая статус предмета прикладного искусства.

Блестящий морской офицер. Кто не слушал этого выражения. Касается оно, конечно, незаурядных личных качеств представителей Российского флота, а не золотого шитья и эполет, хотя и они  играют не последнюю роль, демонстрируя мощь и высокий статус.   

Выставка «Морской дали блестящий офицер» - просто пиршество подобных подробностей. Подлинные мундиры всех времен, включая мундир генерал-адмирала, Великого князя Константина Николаевича и китель капитана 2 ранга Магомета Гаджиева, их изображения на картинах и впервые экспонируемых акварелях члена мастерской художников-маринистов при ЦВММ заслуженного художника России Андрея Троня. Книги, относящиеся к истории военного костюма, целая россыпь погон и эполетов известнейших флотоводцев, начиная с эполета адмирала 2-го (12) флотского Ее Величества королевы Эллинов Ольги Константиновны экипажа.

Познакомиться с трехсотлетней историей офицерского морского мундира помогают и статуэтки чинов Русского флота. О них рассказ особый.

Пожелание видеть форму обмундирования чинов морского ведомства со всеми ее разновидностями, начиная от времени Петра Великого, было высказано при посещении музея

в 1888 г. наследником цесаревичем Николаем Александровичем. И тут выяснилось, что не только комплекты, но даже изображения морских форм обмундирования предшествующих времен в музее отсутствуют и для их воссоздания необходимо провести большую изыскательскую работу.

Главная доля труда выпала на историка флота, отставного полковника Николая Алексеевича Коргуева, работавшего по материалам, хранящимся в библиотеке Зимнего дворца и архиве Морского министерства. Ему в помощь был придан содержатель «образцового магазина» коллежский асессор Константин Тимофеевич Епифанов.

В результате их работы — как научной, так и художественной, появились четыре альбома рисунков «Формы обмундирования чинов русского флота». Затем эту кропотливейшую работу по поиску и сбору документов и художественному их воплощению продолжили в разное время  сотрудники Центрального военно-морского музея — ученый хранитель капитан 1 ранга Сергей Федорович Юрьев и Заслуженный художник Российской Федерации Андрей Анатольевич Тронь.

С 1894 г. скульпторами Карлом Шиндгельмом, Павлом Дорофеевским, Тимофеем Васильевичем Шиненко и Александром Петровичем Сафоновым акварели с изображением морской формы одежды стали воплощаться в объемные гипсовые фигурки. На протяжении десятилетий коллекция пополнялась новыми образцами, отражающими изменение военно-морского обмундирования в советское время, и на сегодняшний день в коллекции статуэток формы одежды, выполненных в одном масштабе, есть работы скульпторов О. М. Мануйловой, Л. Г. Куренкова, Н. А. Кравченко, З. Г. Абашвили и В. А. Беленца.

История русской военно-морской формы, впрочем, как и вся история боевой деятельности и жизни флота, идет рука об руку с историей России. Перед нами встают вполне конкретные образы, когда мы говорим: «Мундиры царствований Петра I, Александра II, форма периода Великой Отечественной войны».