ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
«Ноябрь 2017»

В ЦВММ встретили 200-летие Ивана Айвазовского

29 июня – 200-летие со дня рождения Ивана Айвазовского, встретили в Центральном военно-морском музее тематическими экскурсиями, посвященными творчеству мастера, а также кинолекторием, рассказывающем о его судьбе.

Главным притягательным центром для ценителей творчества Ивана Константиновича стала в эти дни развернутая в залах временных выставок Центрального военно-морского музея выставка «Морская симфония Ивана Айвазовского», посвященная 200-летию со дня рождения живописца.

Среди знаменитых художников-маринистов всех времен и народов сложно найти того, кому бы удалось точнее, чем Айвазовскому, передать величественную силу и притягательное очарование моря. Живописец оставил нам уникальное наследие полотен, способных привить любовь к путешествиям любому, кто даже не бывал на морских берегах.

На выставке «Морская симфония Ивана Айвазовского», посвященной 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены работы, которые знакомят зрителя лишь с небольшой частью значительного наследия мастера. Однако произведения раскрывают весь диапазон творчества, охватывают период, начиная с Айвазовского академиста и заканчивая годом его 80-летия.

Представлены полотна исторического и батального жанров, жизни и быта моряков в мирное время. «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», «Захват пароходом «Россия» турецкого транспорта «Мерсина» –  картины, написанные чрезвычайно быстро в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На склоне лет Айвазовский часто обращался к воспоминаниям о счастливых годах молодости. Из-под кисти мастера выходят произведения, напоминавшие о былом величии русского парусного флота и государе Николае I, такие как «Маневры Черноморского флота» (1886), «Эскадра Черноморского флота перед входом на Севастопольский рейд» (1895).

Маринист не раз бывал на Балтийском, Черном и Средиземном морях, пересекал Атлантический океан. Наблюдал восходы и закаты, штормы и штили, лунные ночи и ясные дни, –  они и стали излюбленными мотивами, из которых складывалась морская симфония живописца. Все творчество художника пронизано музыкой и поэзией.  Полотно «Лунная ночь», с изображением Константинополя (Стамбула) раскрывает неповторимую индивидуальность мастера «лунных дорожек».

Айвазовский более всего любил изображать красоту и мощь бури, шторма. Сюжет произведения «Крушение корабля «Ингерманланд» в Скагерраке» (1860-е) основан на реальном событии, которое произошло в августе 1842 года у норвежского побережья.  Мастер изобразил один из наиболее драматических моментов катастрофы. «Кораблекрушение у Афонской горы»  относится к вымышленным произведениям, рождавшихся в фантазиях художника в его мастерской. В картинах такого плана художник соединял романтические черты с реалистическим видением, в них трагедия сочетается с надеждой, человек – со стихией.

Впервые в Санкт-Петербурге представлены графические работы из Государственного музея-заповедника «Петергоф». Четырнадцать рисунков И.К. Айвазовского с изображением портовых городов Николаева и Севастополя исполнены в 1845-1846 годах. Графическая серия предшествовала исполнению императорского заказа, полученного Айвазовским, по составлению видов черноморских портов. Художник был прикомандирован к свите императора Николая I, параллельно с живописными полотнами возникали натурные графические листы. Помимо документальной тщательности их отличает виртуозность исполнения.