ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
«Февраль 2018»

В ЦВММ открылась выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского

В Центральном военно-морском музее состоялась церемония открытия выставки «Морская симфония Ивана Айвазовского», посвященная 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского. Участие в ней приняли представители государственного музея-заповедника «Петергоф», предметы из собрания которого дополнили экспозицию выставки, а также ветераны флота, курсанты военных училищ и гости музея.  

Заместитель директора ЦВММ по научно-экспозиционной и выставочной работе Людмила Худякова, обращаясь к гостям и участникам церемонии, отметила некоторые особенности представленной Центральным военно-морским музеем выставки:

- Выставок, посвященных юбилею Айвазовского, было за последнее время уже немало. Но наш музей попытался найти свой взгляд на творчество мастера, представив работы, которые обычно не увидишь в постоянной экспозиции ЦВММ. Здесь Айвазовский не мастер батальной марины, столь привычной для посетителей Центрального военно-морского музея. Наш Айвазовский – романтичный, тонкий, нежный, не чуждый религиозного мистицизма. Особый колорит выставке придают работы мастера, предоставленные нам музеем-заповедником «Петергоф», на которых Айвазовский предстает не брутальным летописцем морских побед и сражений, а тонким, полным лиризма художником, - сказала Людмила Худякова.

О представленных на выставке работах мастера, представляющих особый интерес для любителей и знатоков творчества Ивана Айвазовского, рассказала заведующая фондовым отделом ГМЗ «Петергоф» Ольга Захарова:

- Поклонники творчества Айвазовского на выставке смогут увидеть работы, которые обычно не представлены в постоянной экспозиции, так как акварели требуют особого ухода за собой и условий хранения и их нельзя долго выставлять. Сегодня же у всех желающих появилась счастливая возможность открыть для себя новую грань таланта Ивана Айвазовского. Появилась она благодаря сотрудничеству двух музеев, которое, надеюсь, и впредь будет давать столь же прекрасные результаты, - отметила Ольга Захарова, пожелав выставке успешной работы.

Успехов выставке пожелал также ветеран Великой Отечественной войны полковник Альберт Глушко.

Первую экскурсию по новой временной выставке Центрального военно-морского музея провела его главный хранитель Наталья Шишкова, которая обратила внимание и на то, что хотя на выставке представлены работы, которые знакомят лишь с небольшой частью наследия мастера, однако  раскрывают весь диапазон его творчества, начиная с Айвазовского академиста и заканчивая годом его 80-летия.

Впервые в Санкт-Петербурге представлены графические работы из Государственного музея-заповедника «Петергоф». Четырнадцать рисунков И.К. Айвазовского с изображением портовых городов Николаева и Севастополя исполнены в 1845-1846 годах. Графическая серия предшествовала исполнению императорского заказа, полученного Айвазовским, по составлению видов черноморских портов. Художник был прикомандирован к свите императора Николая I, параллельно с живописными полотнами возникали натурные графические листы. Помимо документальной тщательности их отличает виртуозность исполнения.

Выставка предлагает зрителю ещё раз встретиться с полотнами мастера, окунуться в стихии воды и неба и задуматься над феноменом творчества художника, который почти 200 лет остаётся одним из наиболее востребованных и любимых в мире.

В экспозиции выставки представлены полотна исторического и батального жанров, жизни и быта моряков в мирное время. «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», «Захват пароходом «Россия» турецкого транспорта «Мерсина» –  картины, написанные чрезвычайно быстро в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На склоне лет Айвазовский часто обращался к воспоминаниям о счастливых годах молодости. Из-под кисти мастера выходят произведения, напоминавшие о былом величии русского парусного флота и государе Николае I, такие как «Маневры Черноморского флота» (1886), «Эскадра Черноморского флота перед входом на Севастопольский рейд» (1895).

Иван Айвазовский в 1852 году создал несколько картин небольшого формата (28 х 38,5 см). Произведения запечатлели моменты посещения Севастополя Николаем I незадолго до начала Крымской войны. Вместе с императором и великими князьями на пароходофрегате «Владимир» присутствовал и художник. Петербургский издатель А.М. Прево напечатал с картин литографии. На выставке представлены листы этой серии.

Маринист не раз бывал на Балтийском, Черном и Средиземном морях, пересекал Атлантический океан. Наблюдал восходы и закаты, штормы и штили, лунные ночи и ясные дни, –  они и стали излюбленными мотивами, из которых складывалась морская симфония живописца. Все творчество художника пронизано музыкой и поэзией.  Полотно «Лунная ночь», с изображением Константинополя (Стамбула) раскрывает неповторимую индивидуальность мастера «лунных дорожек».

Айвазовский более всего любил изображать красоту и мощь бури, шторма. Сюжет произведения «Крушение корабля «Ингерманланд» в Скагерраке» (1860-е) основан на реальном событии, которое произошло в августе 1842 года у норвежского побережья.  Мастер изобразил один из наиболее драматических моментов катастрофы. Полотно «Кораблекрушение у Афонской горы»  относится к вымышленным произведениям, рождавшимся в фантазиях художника, в его мастерской. В картинах такого плана художник соединял романтические черты с реалистическим видением, в них трагедия сочетается с надеждой, человек – со стихией.