ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
«Август 2018»

Выставка «Морская симфония Ивана Айвазовского», посвященная 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского

15 июня в 16.00 часов, в залах временных выставок Центрального военно-морского музея открывается Выставка «Морская симфония Ивана Айвазовского», посвященная 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – выдающийся художник-маринист, яркий представитель русской академической школы, творческая жизнь которого захватывает весь XIX век. Он родился в 1817 году в Феодосии на берегу Черного моря, где и приобщился к искусству живописи – брал уроки рисования у местного архитектора Я.Х. Коха. В 1833 году Айвазовский поступает в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Летом 1836 года сопровождает Великого князя Константина в практическом плавании по Финскому заливу. В 1839 году удостаивается звания художника, получает большую золотую медаль и право на «пенсионерскую» поездку в Европу, где его картины вызывали восхищение широкой публики и знаменитых художников. В 1844  году Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба с правом носить мундир чиновника Морского министерства. С этого времени жизнь художника неразрывно связана с русским флотом. В 1839 году художник участвовал в военной операции под Субаши, несколько раз ходил на кораблях вдоль берегов Кавказа. Он не только выполнял заказы ведомства, увековечивая подвиги и историю русского флота, но и сам, считая себя художником-патриотом, насколько мог, помогал Отечеству. В годы Крымской войны (1853-1856) маринист привез в Севастополь выставку своих работ.

Творчество и гражданская позиция Айвазовского не остались без внимания – он был награжден орденами  Св. Анны 3-й, 2-й и 1-й степени, Св. Владимира 3-й и 2-й степени, Св. Александра Невского и другими. В 1896 году художник был произведен в действительные тайные советники, что соответствовало званию полного адмирала. За свою продолжительную творческую жизнь Айвазовский написал около 6000 работ. При жизни мариниста состоялось 120 персональных выставок.

На выставке «Морская симфония Ивана Айвазовского», посвященной 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены работы, которые знакомят зрителя лишь с небольшой частью значительного наследия мастера. Однако произведения раскрывают весь диапазон творчества, охватывают период, начиная с Айвазовского академиста и заканчивая годом его 80-летия.

Представлены полотна исторического и батального жанров, жизни и быта моряков в мирное время. «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», «Захват пароходом «Россия» турецкого транспорта «Мерсина» –  картины, написанные чрезвычайно быстро в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На склоне лет Айвазовский часто обращался к воспоминаниям о счастливых годах молодости. Из-под кисти мастера выходят произведения, напоминавшие о былом величии русского парусного флота и государе Николае I, такие как «Маневры Черноморского флота» (1886), «Эскадра Черноморского флота перед входом на Севастопольский рейд» (1895).

Маринист не раз бывал на Балтийском, Черном и Средиземном морях, пересекал Атлантический океан. Наблюдал восходы и закаты, штормы и штили, лунные ночи и ясные дни, –  они и стали излюбленными мотивами, из которых складывалась морская симфония живописца. Все творчество художника пронизано музыкой и поэзией.  Полотно «Лунная ночь», с изображением Константинополя (Стамбула) раскрывает неповторимую индивидуальность мастера «лунных дорожек».

Айвазовский более всего любил изображать красоту и мощь бури, шторма. Сюжет произведения «Крушение корабля «Ингерманланд» в Скагерраке» (1860-е) основан на реальном событии, которое произошло в августе 1842 года у норвежского побережья.  Мастер изобразил один из наиболее драматических моментов катастрофы. «Кораблекрушение у Афонской горы»  относится к вымышленным произведениям, рождавшихся в фантазиях художника в его мастерской. В картинах такого плана художник соединял романтические черты с реалистическим видением, в них трагедия сочетается с надеждой, человек – со стихией.

И.К. Айвазовский в 1852 году создал несколько картин небольшого формата (28 х 38,5 см). Произведения запечатлели моменты посещения Севастополя Николаем I незадолго до начала Крымской войны. Вместе с императором и великими князьями на пароходофрегате «Владимир» присутствовал и художник. Санкт-петербургский издатель А.М. Прево напечатал с картин литографии. На выставке представлены листы этой серии.

Впервые в Санкт-Петербурге представлены графические работы из Государственного музея-заповедника «Петергоф». Четырнадцать рисунков И.К. Айвазовского с изображением портовых городов Николаева и Севастополя исполнены в 1845-1846 годах. Графическая серия предшествовала исполнению императорского заказа, полученного Айвазовским, по составлению видов черноморских портов. Художник был прикомандирован к свите императора Николая I, параллельно с живописными полотнами возникали натурные графические листы. Помимо документальной тщательности их отличает виртуозность исполнения.

Выставка «Морская симфония Ивана Айвазовского» предлагает зрителю ещё раз встретиться с полотнами мастера, окунуться в стихии воды и неба и задуматься над феноменом творчества художника, который почти 200 лет остаётся одним из наиболее востребованных и любимых в мире.