Ученый совет Центрального военно-морского музея на расширенном заседании принял принципиальное решение о необходимости принятия всех мер для сохранения катера малый охотника «МО – 4», находящегося в экспозиции филиала ЦВММ «Дорога жизни». В заседании Ученого совета наряду со специалистами музея участвовали представители ОАО СФ «Алмаз», ЗАО «Варяг» (Петрозаводск), ООО «Историческая верфь Полтава», эксперты в области кораблестроения.
Открывая заседание Ученого совета, директор ЦВММ Руслан Нехай отметил, что уже порядка десяти лет специалисты музея, озабоченные сохранностью ладожского катера «МО – 4», создают проекты реставрации этого уникального экспоната «Дороги жизни», но до сих пор, по разным причинам их не удавалось осуществить.
- Сегодня наступает час «Х», когда откладывать реставрацию дальше нельзя. Иначе мы безвозвратно потеряем боевой корабль, единственный в своем типе сохранившийся до наших дней, - сказал Руслан Нехай.
С информацией об истории создания катера, действиях малых охотников в годы Великой Отечественной войны, сегодняшнем состоянии экспоната филиала «Дорога жизни» и мерах по его сохранению выступила главный хранитель ЦВММ Наталья Шишкова. В информации, в том числе отмечалось, что речь идет об уникальном музейном предмете, представляющим образец морской техники предвоенных и военных лет и являющимся национальным достоянием.
Озабоченность участников заседания была вызвана не только тем, что срок службы подобных судом составлял не более полутора десятков лет, но и тем, что уже 40 лет назад малых охотник ЦВММ был одним их немногих уцелевших катеров данного типа. Сегодня он единственный в стране! Утрата этого деревянного катера, который сейчас, после завершения реконструкции филиала ЦВММ «Дорога жизни», надежно укрыт в специальном павильоне, но все-таки продолжает разрушаться в силу естественного старения древесины, станет невосполнимой потерей. Тем более для экспозиции, рассказывающей и о действиях в годы войны и блокады Ладожской военной флотилии. Для Центрального военно-морского музея «МО – 4» ценен, прежде всего, тем, что является единственным боевым кораблем этой флотилии, дожившим до наших дней и представленным в экспозиции.
Но если предложение о сбережении корабля с помощью консервации получила единодушное одобрение, то последовавшее затем двухчасовое обсуждение дальнейшей судьбы «МО – 4» выявило немало интересных, порой взаимоисключающих, предложение. Дело в том, что музей в свое время получил не полностью укомплектованный катер, а лишь его корпус, обнаруженный в 70-е годы энтузиастами в Угольной гавани. Закономерной в этом свете видится точка зрения тех, кто высказал мнение, что необходима частичная реконструкция и консервация от дальнейшего разрушения того, что музей получил – корпуса катера.
Но без воссоздания внутреннего убранства корабля, его кубриков и рубки, отмечали оппоненты, катер не будет вполне интересен посетителям музея. А для того, чтобы ветхий остов не рассыпался под тяжестью новоделов, их можно изготовить из легкого пластика. Таким образом, и корабль останется подлинным, и приобретет первозданный вид.
Интересным оказалось и предложение законсервировать полученный музеем корпус «МО – 4», а для демонстрации туристам изготовить современную реплику катера, которая могла бы не только дать возможность рассмотреть корабль во всех деталях, но и служить своеобразным прогулочным судном.
В итоге заседание было поддержано предложение директора ЦВММ Руслана Нехая, выступившего за создание рабочей группы для детального рассмотрения всех высказанных мнений, а также выработки необходимых рекомендаций. К общему согласию, в нее, кроме специалистов музея, должны войти эксперты Лесотехнической академии, кораблестроители, историки и представители общественности. Первое организационное заседание рабочей группы намечено уже на середину июня нынешнего года.