Выставка с таким названием открывается в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого в полдень 7 марта. Она посвящена Герою России, заслуженному военному летчику генерал-майору Тимуру Автандиловичу Апакидзе, которому 4 марта 2024 года исполнилось бы 70 лет. С этим именем связана история отечественной палубной авиации на современном этапе.
На выставке предпринята попытка уделить внимание основным вехам истории отечественной палубной авиации и личности Тимура Апакидзе, как одного из наиболее ярких и выдающихся ее представителей. В экспозиции можно увидеть мемориальные предметы, принадлежавшие Т. Апакидзе, форму одежды, фотографии, модели.
Более двадцати лет прошло после гибели Т.А. Апакидзе, но память о нем живет. Именем Апакидзе названы улицы военных гарнизонов, в которых он проходил службу, в Североморске и поселке Новофедоровка установлены бюсты, на месте гибели – памятный знак. Открыты мемориальные доски в Нахимовском училище, в Калининграде, Североморске, Саки, его имя присвоено нескольким школам. В 2019 году именем Тимура Апакидзе назван палубный истребитель Су-33.
-------------
Палубная авиация – вид корабельной авиации, осуществляющей взлет с палубы корабля и посадку на палубу. Первые идеи, в которых было предопределено взаимодействие корабля и самолета, появились на Российском флоте. Предложения по этому вопросу еще в 1909 – 1910 гг. представили офицеры Корпуса корабельных инженеров капитан Л.М. Мациевич и подполковник М.М. Конокотин.
Морские летчики успешно действовали в Первую мировую войну, освоив корабли, как средства доставки летательных аппаратов. 21 июня (4 июля) 1916 г. четыре гидросамолета М-9, базировавшиеся на авиационном судне «Орлица», над Балтийским морем в воздушном бою сбили два немецких аэроплана, обратив два других в бегство. Этот день первой победы в воздушном бою над морем летчиков на отечественных гидросамолетах, базировавшихся на первом отечественном авианесущем судне, принято считать Днем рождения морской авиации России.
В 1970 г. был создан первый отечественный корабельный самолет вертикального взлета и посадки – штурмовик Як-38 (Як-36М). Посадка на палубу противолодочного крейсера (ПКР) «Москва» на самолете Як-36М была произведена 18 ноября 1972 г. (летчик-испытатель М.С. Дексбах). Маршал авиации И.И. Борзов, присутствовавший при этом событии, дал указание командиру ПКР произвести запись в вахтенный журнал «День рождения палубной авиации». В 1975 г. ВМФ был сдан головной корабль проекта 1143 «Киев» для базирования Як-38. За ним вступили в строй «Минск», «Новороссийск» и «Баку» (впоследствии «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»). Первым из строевых летчиков, совершившим посадку на палубу «Киева» на самолете Як-38 6 апреля 1976 г., стал подполковник Ф. Г. Матковский.
Для обеспечения боевой устойчивости сил флота в океане требовались как новые корабельные авиационные комплексы, так и более совершенные корабли для их базирования. Таким кораблем стал первый отечественный авианосец проекта 1143.5, который вошел в конце 1991 г. в состав Северного флота – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В качестве корабельных авиационных комплексов этого корабля были выбраны отечественные самолеты МиГ-29 и Су-27.