ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Абашвили Заира Георгиевна

Заира Георгиевна родилась 24 ноября 1948 года в Ленинграде в семье военного. Отец ─ вице-адмирал Георгий Семёнович Абашвили, активный участник Великой Отечественной войны защищал Ленинград в дни блокады, в послевоенные годы выполнял интернациональный долг на Кубе, с 1964 по 1982 год преподавал в высших военно-морских учебных заведениях. Мать ─ Ирина Георгиевна Абашвили всю жизнь посвятила семье, воспитанию дочери. Любовь к рисованию и лепке у Заиры Георгиевны проявилась еще в детстве.

В 1965-1967 годах она училась в средней художественной школе при Институте Живописи и архитектуры им. И. Е. Репина на отделении скульптуры, где занималась декоративной тематикой, лепила фигурки героев русских сказок. Ее первыми учителями были Валентина Николаевна Китайгородская и Виктор Иванович Баженов.

В 1967 г. Заира Георгиевна поступила в Институт живописи и культуры им. И. Е. Репина на скульптурный факультет (декоративно-прикладное искусство в керамике и портретный жанр). В институте ее учителями были Вадим Николаевич Соколов, профессора Игорь Всеволодович Крестовский и Михаил Аркадьевич Керзин. Ее дипломная работа ─ это модель памятника "Воинам, погибшим на перевалах Кавказа".

По окончании института Заира Георгиевна Абашвили работала художником-оформителем, а с 1975 года ─ скульптором в студии художников-маринистов ВМФ при Центральном военно-морском музее.

Все работы З. Г. Абашвили связаны с Военно-Морским Флотом. Долгие годы основной темой в работе были портреты военачальников советского и русского флотов, государственных деятелей. Создавая портреты прославленных адмиралов и деятелей русского флота, имея в своем распоряжении 1 - 2 графических изображения, иногда портретно отличающихся, она создала образы, несущие психологический характер. Сложность в создании скульптурных портретов, исполняемых для музея, связана с обязательным поворотом головы, точной атрибуцией формы одежд, наград.

В ее скульптурах нет повтора. Особое место в творчестве Заиры Георгиевны занимает образ Петра I, государственного деятеля, победителя, просто человека. В этих работах каждая деталь живёт и несёт определённую нагрузку, играет свою роль в общем замысле композиции.

С конца 1990-х годов и до настоящего времени З. Г. Абашвили проделала большую работу по созданию творческих и копийных произведений скульптуры, объединенных темой «Корабельные украшения русских военных кораблей XVIII–XIX вв.». Это очень сложная работа, которая предусматривает не только высокохудожественное исполнение, но и кропотливый предварительный исследовательский поиск в архивах и библиотеках. По старинным чертежам воссозданы элементы декора кораблей «Полтава», «Святой Равноапостольный Князь Владимир», «Святой Андрей», «Александр Невский» и других.

Работы З. Г. Абашвили экспонируются в Санкт-Петербурге, в Таганроге, Николаеве, Тбилиси, Магадане и др.