ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

The exhibition of naval armaments and equipment

The exhibition deployed in the visitors' area is dedicated to the history of naval artillery.

One of the oldest exhibits of the museum is a harquebus cast in 1618. Similar harquebuses were installed on the first European type ship Oryol built in Russia and set afloat in 1668.

The 1692 gun bears the emblem of the Ukrainian hetman I.S. Mazepa who until 1709 took part in the Great Northern War on the side of Russia.

From the XVI until the mid XIX century smoothbore artillery was applied in the fleet, various types of charges used. The firing range was not great, for a naval battle of the period implied close approach of adversaries. On swaying decks of rowing and sailing ships the targeting was low.

Notable specimens are the 1706 Olonets gun (such were usually mounted on galleys), and the 1719 gun cast in St. Petersburg from copper surrendered by Finland.

The period from the mid XVIII to the mid XIX century is called "the golden age of the Russian fleet". It was already in the 1750s, during the reign of Elizabeth of Russia, that a giant leap in the development of naval artillery was made which established the dominance of the Russian fleet for a fairly long period to come.

In 1756, artillery officers M.V. Danilov and M.G. Martynov developed the "licornes", fundamentally new howitzers having a higher destructive power and precision, adapted to the use in the front in the fleet. Due to the conical chamber licornes conducted fired accurately. They were charged with any missiles (balls, bombs, buckshot, brandskugels) and weighed less.

Invented in Scotland in the late XVIII century, carronade guns, along with licornes, were the foundation of the naval artillery of Russia until the mid XIX century.

Here you can see various artillery and signaling accessories, as well as a rare Kosakovsky experimental gun that was never army-accepted.

By the mid XIX century smoothbore guns were replaced with rifled guns weapons with fundamentally different parameters. An instance of experiments with a breech mechanism and a rifling inside the barrel can be seen in the gum from the imperial yacht "Derzhava" army-accepted in 1873.

Also an unusual exhibit should be noted, a small one-pound licorne gun made in the 1840s for the Marine Cadet Corps.

At the center there is a sculpture by M.M. Antokolsky depicting Peter the Great, the founder of the Russian regular fleet, as the inscription on the pedestal reads: "For the marine vessels to be".

If you go up the ramp along the stylized board of our "ship", you can see a few samples of the ship's accoutrements: ships’ figureheads and stern boards.

Stern moldings depicting animals belonged to the so-called "animal squadron" consisting of screw corvettes: "Udav" (meaning Constrictor), "Rys" (meaning Lynx), "Volk" (meaning Wolf), "Vol" (meaning Ox), "Buyvol" (meaning Buffalo), "Medved" (meaning Bear) and "Zubr" (meaning Bison). These stern moldings were manufactured in the workshop of Peter Klodt. This sculptor also authored the figurehead of the corvette "Vityaz" set afloat in 1862. Also the figureheads of the corvette "Bogatyr" and armored frigate "Knyaz Pozharsky" wrought by M.O.  Mikeshin, as well as the trophy figurehead “Lion” from the Turkish vessel of the period of the Russian-Turkish war of 1827-1828 are presented.

In the small atrium the specimens of armaments and equipment of XX century ships are displayed.

Ship technical instruments are presented by a rangefinder ДМ-3, and a 9-meter periscope from a submarine Щ-303 which during the Great Patriotic War was under the command of G.S. Travkin who wrecked 2 ships and 12 transports.

The state emblems which adorned Soviet battleships, as well as the bell from the battleship "Marat" are notable.

At the foot of the ramp there are several interesting specimens of armaments of the 1950s: a 14.5 mm Vladimirov twin-barreled machine gun for boats and ships of small displacements, and an experimental rocket launcher C-30, which was never army-accepted.

At the opposite wall there is a ballistic missile Р-11ФМР fired for the first time from a submarine in 1955, and a mine and torpedo antisubmarine weapon system МТПК-1 army-accepted in 1981.

ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Выставка военно-морского вооружения и техники

Экспозиция, развернутая в посетительской зоне, посвящена истории развития  морской артиллерии.

Один из старейших экспонатов  музея – пищаль 1618 года отливки. Подобные  пищали были установлены на первом корабле европейского типа «Орел», построенном в России и спущенном на воду в 1668 году.

На пушке 1692 года изображен герб гетмана Украины И.С. Мазепы, до 1709 года принимавшего участие в Северной войне на стороне России.

С XVI до середины XIX века на флоте применялась гладкоствольная артиллерия, использовались различные виды зарядов. Дальность стрельбы была невелика – морской бой этого периода предполагал сближение противников. На качающихся палубах гребных и парусных кораблей прицельность стрельбы была низкой.

Примечательные образцы составляют олонецкая пушка 1706 года – такие обычно ставились на галерах, а также пушка 1719 года, отлитая в Санкт-Петербурге из меди Финляндской контрибуции.

Период с середины XVIII по середину XIX века называют «золотым веком русского флота». Уже в 50-х гг. XVIII века – во время правления Елизаветы Петровны – был сделан гигантский рывок в развитии  флотской артиллерии, определивший доминирование русского флота на довольно продолжительный период.

В 1756 году офицеры-артиллеристы М.В. Данилов и М.Г. Мартынов разработали «единороги» – принципиально новые, обладающие большей разрушительной мощью и точностью гаубицы, приспособленные для использования на флоте. Благодаря конической каморе единороги  стреляли прицельно. Они заряжались любыми снарядами (ядра, бомбы, картечь, брандскугели) и отличались меньшим весом.

Изобретенные в Шотландиив в конце XVIII века пушки-карронады, наряду с «единорогами», были основой корабельной артиллерии России вплоть до середины XIX века.

Здесь можно видеть различные  артиллерийские и сигнальные принадлежности, а также  раритетный экземпляр экспериментальной пушки Косаковского, так и не принятой на вооружение.

К середине XIX века на смену гладкоствольным шли новые нарезные орудия с принципиально иными показателями. Пример экспериментов с затворным механизмом и нарезкой внутри ствола можно увидеть в пушке с императорской  яхты «Держава», принятой на вооружение в 1873 году.

Также стоит обратить внимание на  необычный экспонат – маленькую 1-фунтовую пушку-«единорог», выполненную в 40-е годы XIX века для Морского кадетского корпуса.

В центре находится скульптура работы М.М. Антокольского, изображающая Петра Великого – основателя российского регулярного флота, о чем гласит надпись на постаменте: «Морским судам быть».

 

Если подниматься по пандусу вдоль стилизованного борта нашего «корабля», можно увидеть несколько образцов корабельного убранства: носовые украшения кораблей и  кормовые доски.

Кормовые украшения с изображением зверей принадлежали к так называемой «звериной эскадре», состоящей из винтовых корветов «Удав», «Рысь», «Волк», «Вол», «Буйвол», «Медведь» и «Зубр». Эти кормовые украшения были изготовлены в мастерской Петра Клодта. Этому же скульптору принадлежит авторство и носового украшения корвета «Витязь», спущенного на воду в 1862 году. Также представлены носовое украшение корвета «Богатырь» и броненосного фрегата «Князь Пожарский» работы М.О. Микешина, а также трофейное носовое украшение «Лев» с турецкого судна периода Русско-турецкой войны 1827-1828 годов.

 

В малом атриуме выставлены образцы вооружения и оснащения кораблей XX века.

Корабельные технические приборы представлены дальномером ДМ-3, а также 9-метровым перископом с подводной лодки Щ-303, которой во время Великой Отечественной войны командовал Г.С. Травкин, потопивший 2 корабля и 12 транспортов.

Примечательны государственные гербы, украшавшие советские линейные корабли, а также колокол с линкора «Марат».

У подножия пандуса находятся несколько интересных образцов вооружения 50-х годов: 14,5-мм спаренный пулемет Владимирова для катеров и кораблей малого водоизмещения и экспериментальная  реактивная установка С-30, которая так и не была принята на вооружение.

У противоположной стены разместились баллистическая ракета Р-11ФМР, впервые запущенная с подводной лодки в 1955 году и минно-торпедный противолодочный комплекс МТПК-1, принятый на вооружение в 1981 году.

 

На втором этаже атриума можно ознакомиться с некоторыми образцами корабельного оружия времен так называемого «перевооружения» – второй половины XIX века. Одной из характерных особенностей этого времени было активное развитие миноносного флота.

Для защиты от минных атак устанавливались различные модификации картечниц Гатлинга и Пальмкранца. Это оружие хорошо зарекомендовало себя в 1877-1878годах, когда Россия  успешно восстанавливала свои позиции на Черном море и Балканах.

В 1883 году появляется англо-американская автоматическая картечница системы Максима – первая в мире автоматическая пушка, в которой использовался откатный принцип перезаряжания. Для нужд флота также закупаются скорострельные 47-мм пушки Энгстрема, 37- и 47-мм  пушки Гочкиса, которые позже стали производиться на Обуховском заводе. Все эти орудия предназначались для отражения атак минных катеров и устанавливались на марсовых площадках кораблей.

Также здесь представлены действующие учебные модели – модель паровой машины эскадренного броненосца «Ослябя» и динамометр вращения и давления.

 

©Беллон М. А., 2014-2015 г.

ЭКСПОНАТЫ